Международный женский день 8 марта у нас в стране еще с советских времен принято отмечать с размахом, при этом мы не особо задумываемся об истории этого праздника.
8 марта 1857 года работницы нью-йоркских швейных и ткацких фабрик вышли на протест против жестоких условий труда и низкой зарплаты - они шли с требованием 10-часового рабочего дня вместо 16 часов и предоставления одного выходного и равной зарплаты за ту же работу с мужчинами. Тогда полиция разогнала митинг. Через два года, опять же в марте, эти женщины создали "Международный союз работниц женской одежды" – первый профсоюз – для того, чтобы защитить свои права.
Спустя полстолетия после первого организованного протеста женщин-ткачих Нью-Йорка, в марте 1908 года в Нью-Йорке женщины вновь вышли на демонстрацию. Они пустили в ход лозунг «Хлеб и розы», где первое означало экономическую свободу, а второе — повышение качества жизни.
15 тысяч женщин - рабочие ткачихи, включая многих эмигранток, прошли через Нижний Ист-Сайд Нью-Йорка, а затем придя в Юнион-Сквер, кроме экономических (теперь уже 8-часовой рабочий день, два выходных и равная зарплата с мужчинами за ту же работу) выдвинули и политические требования. Женщины потребовали избирательных прав и снятия высокого имущественного ценза для избирателей. Напомним, что в 1908 году в США не было всеобщего избирательного права. Более того, большинство граждан страны попросту были лишены политических прав, поскольку существовал высокий имущественный ценз для белых мужчин, а женщины и негры вообще не имели политических прав.
Это выступление женщин вылилось в трехмесячную забастовку, в результате которой они добились лишь частичных уступок от своих хозяев. В мае того же года Социалистическая партия Америки сделала важное заявление: отныне в последнее воскресенье февраля будет праздноваться Национальный женский день.
В 1910 году социалистические организации со всего мира провели в Копенгагене 2-й Конгресс женщин-социалисток, на котором Клара Цеткин и ее товарищ по партии социал-демократов Германии Елена Грюнберг предложили учредить Международный женский день 8 марта в ознаменование забастовки 1857 года. 100 женщин из 17 стран, собравшиеся на конференции, одобрили эту идею в качестве стратегии продвижения равных прав, включая избирательное право женщин.
Правда, точный день празднования так и не установили, но в следующем году 19 марта как Женский день отметили в Австро-Венгрии, Дании, Германии и Швейцарии. Женщины по всему миру выходили на митинги в надежде устранить дискриминацию.
А буквально через неделю в Нью-Йорке произошла трагедия, которая вывела борьбу женщин за свои права на новый уровень.
25 марта 1911 года в Нью-Йорке, на углу Грин-Стрит и Вашингтон-Плэйс, в здании Asch Building на 8-м, 9-м и 10-м этажах, где располагалась швейная фабрика «Трайангл» (англ. Triangle Shirtwaist Factory), произошел один из самых страшных пожаров в истории США.
На фабрике работало более полутысячи человек, большинство из которых – молодые иммигрантки (в основном, восточноевропейские еврейки, итальянки и ирландки) в возрасте 16-23 лет. Точная причина возникновения пожара до сих пор неизвестна, но имеется предположение, что огонь явился следствием непотушенной сигареты или спички, брошенной в мусорный контейнер с лоскутками ткани и выкройками. Очевидно, что огромное количество такого легковоспламеняющегося материала, как хлопчатобумажная ткань, привело к мгновенному распространению огня. Таким образом, через полчаса пламя охватило также девятый и десятый этажи. Все рабочие впали в панику и бросились к выходу, но двери оказались закрыты - управляющие во время рабочей смены постоянно запирали двери, чтобы работники не могли самовольно отлучиться, а посторонние не могли попасть в производственные и складские помещения фабрики.
Лишь малая часть находившихся в здании людей (включая хозяев предприятия - Исаака Харриса и Макса Бланка) сумела выбраться на крышу, а оттуда перебраться на смежное здание Университета Нью-Йорка. Помощь в эвакуации оказывали студенты и работники факультетов.
Еще нескольким счастливчикам удалось спуститься на работавших лифтах: лифтёры Джозеф Зито и Гаспар Мортиллало трижды возвращались, чтобы спасти рабочих. Однако подняться очередной раз им не удалось из-за людей, бросившихся на крышу кабины лифта: люди открыли двери шахты и спрыгивали вниз в лифтовую шахту, спасаясь от огня.
Первые пожарные прибыли через несколько минут после сигнала тревоги, но потушить пожар оказалось непросто из-за высоко расположенных горящих этажей, до которых не доставали пожарные лестницы. Тогда они начали распылять воду в здании, надеясь на то, что водяной туман, конечно, слишком слабый, чтобы прекратить пожар, тем не менее охладит паникующих работников фабрики, которые оказались заперты около окон сильным жаром, дымом и пламенем.
Лестницы доставали только до шестого этажа, а насосы не могли обеспечить необходимого давления, чтобы эффективно тушить пожар на верхних этажах десятиэтажного здания.
На углу Грин-Стрит и Вашингтон-Плэйс зеваки наблюдали, как пожарные борются за спасение людей. Люди в здании ждали спасения стоя на карнизах окон. Мужчины и женщины, пытаясь избежать гибели в огне, прыгали из окон и погибали, люди на улице уговаривали их дождаться помощи. Пожарные растянули нейлоновые сетки, чтобы ловить прыгавших, но работницы были настолько перепуганы, что на одну и ту же сетку прыгало по три человека или больше. От такой нагрузки сетки рвались, и женщины разбивались на смерть. Так погибли 62 человека.
Внешние пожарные лестницы ломались из-за высокой температуры. К тому же, выходы на балконы были блокированы прочными ставнями.
Из 240 работниц швейной фабрики, работавших на девятом этаже, многие не смогли эвакуироваться из здания из-за спаренных швейных машин, установленных на длинные столы, стульев, придвинутых спинка к спинке, и размещенных в проходах корзин с рабочим материалом. Пространство для прохода было таким узким, что многие, чтобы не терять время, карабкались напрямую через столы с машинами, чтобы добраться до выхода. Но они задыхались от дыма и сгорали заживо.
Общее число погибших, по современным сведениям, составило 146 человек. Лишь 23 из них были мужчины, остальные — молодые женщины.
Листовки с призывом прийти на похороны жертв пожара, написанные на английском, идише и итальянском, собрали огромную толпу в 300.000 человек.
На митинге памяти погибших 2 апреля 1911 года в Метрополитен-опера активистка социалистического, профсоюзного и женского движения Роза Шнейдерман выступила с речью, в которой указывала, что только организованное рабочее движение, требующее строгого соблюдения условий труда, может предотвратить подобные трагедии.
Спасшиеся владельцы фабрики предстали перед судом по обвинению в том, что двери фабрики были заперты. В 1913 году суд обязал их выплатить родственникам погибших по $75 долларов (для сравнения, страховая компания выплатила владельцам на $60.000 больше заявленных убытков, что дает $400 при делении на число погибших). Бланк впоследствии ещё раз был обвинён в том, что и после трагического пожара продолжил запирать дверь фабрики, и вновь был оштрафован - на этот раз на 20 долларов.
Сразу же после этого были внесены изменения в американское трудовое законодательство, ведь, если бы не ужасные условия труда, этой катастрофы не случилось бы. В Нью-Йорке был создан Комитет по расследованию на фабриках для проверки и принятия превентивных мер во избежание пожаров и эпидемий. Также в 1911 году было создано Американское общество инженеров безопасности — первое в мире общество по безопасности труда на предприятиях. Комитет общественной безопасности под началом социальной работницы Фрэнсис Перкинс добился принятия «закона о 54 часах», ограничивавшего рабочую неделю.
Трагедия стала основной темой последующих митингов и поводом для демонстраций в Международный женский день. Этот пожар произвел такой шок в обществе, что наследующий год в Нью-Йорке уже более 100.000 человек присоединились к маршу в Национальный женский день (многие - в память о жертвах).
В 1913 году к движению присоединилась Россия, здесь впервые праздновали этот день.
Положение российских работниц в годы Мировой войны было незавидным, ведь на затянувшейся войне погибли два миллиона мужчин. Поэтому женщины устраивали забастовки за «хлеб и розы» именно 8 марта. В 1917 году произошла массовая демонстрация в женщин в Санкт-Петербурге.
Что было дальше, мы уже знаем: как большевики воспользовались сложившейся в стране ситуацией, как обычные митинги переросли в революционные демонстрации и как император Николай II отрекся от власти.
14 июня 1921 года Вторая международная коммунистическая женская конференция объявила 8 марта Международным днем трудящихся женщин. Со временем праздник начали отмечать всё больше стран, а в 1966 году в СССР этот день объявили выходным.
Вот только Холодная война сделала празднование такого политически заряженного дня неприемлемым на Западе, поэтому в западных странах праздновать такой день на государственном уровне не принято. В настоящее время он является официальным праздником более чем в 25 странах, преимущественно социалистического или коммунистического лагеря эпохи Холодной войны.